Психолого-педагогический класс

Профильные психолого-педагогические классы

Минпросвещения России совместно с Академией Минпросвещения России и субъектами Российской Федерации продолжает работу по созданию и развитию в стране сети профильных психолого-педагогических классов. Эта работа ведется Академией Минпросвещения России в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, который предусматривает создание к декабрю 2024 года не менее пяти тысяч профильных классов.

  • >3 300 классов на конец 2022 г.
  • 80 регионов
  • >50 тыс. учеников
  • ≥5 тыс. классов в 2024 г.

Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования в нашей стране. Работа по их созданию и развитию ведется с 2021 года.

Создание профильных классов содействует решению нескольких задач: способствовать выявлению учеников с педагогической одаренностью для восполнения дефицита профессионально подготовленных учителей в регионах; снизить долю отсева студентов педвузов; закрепить в профессии молодых педагогов в первые три года их работы. Еще одна важная задача на уровне регионов – это развитие социального партнерства между образовательными организациями и местным сообществом.

Для ребят учеба в психолого-педагогическом классе – это возможность получить первое представление о педагогической профессии; сформировать отношение к учителю как к профессионалу; сориентироваться в системе ценностей, которая отражает специфику работы учителя. Содержание деятельности в психолого-педагогических классах предполагает развитие профессиональных интересов и самоопределения, соотнесение своих возможностей, особенностей с представлениями о профессии.

В настоящее время основные модели формирования психолого-педагогических классов включают:

  • внутришкольную профилизацию – класс создается в школе, базовые и профильные предметы, а также дополнительные курсы реализуются силами самой школы при взаимодействии с заинтересованными участниками;
  • сетевое взаимодействие – модель предполагает кооперацию нескольких общеобразовательных организаций, расположенных в пределах транспортной доступности друг друга;
  • ресурсную модель – выделение одной из образовательных организаций как ресурсного центра.

В январе 2023 года Федеральный методический центр Академии Минпросвещения России провел экспертную сессию, посвященную текущим вопросам развития в нашей стране сети психолого-педагогических классов.

В сессии приняли участие специалисты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования; специалисты организаций дополнительного профессионального образования, ответственные за сопровождение психолого-педагогических классов; классные руководители и кураторы психолого-педагогических классов из шести регионов, а также представители организаций высшего образования: Воронежского государственного педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.Хочу такой сайт

Основные вопросы экспертной сессии:

  • чему и как учить учеников профильных классов;
  • эффективное соотношение теории и практики;
  • постановка задач от региона;
  • вопросы описания результатов учебной деятельности;
  • взаимодействие с родителями обучающихся;
  • информационная работа по повышению престижа обучения в профильных классах.

Сегодня особое внимание при развитии сети профильных психолого-педагогических классов в регионах уделяется наполнению содержания деятельности при реализации ФГОС СОО, включая учебные занятия и внеурочную деятельность. Текущие задачи развития сети профильных классов включают: совершенствование содержания деятельности психолого-педагогических классов, укомплектование классов квалифицированными педагогами, разработку показателей для оценки результатов учеников.

Существующий в регионах опыт реализации проекта позволил обсудить поиск и пути решения перспективных задач по развитию сети профильных классов. Представители Владимирской, Воронежской, Московской, Самарской, Ярославской областей и Санкт-Петербурга презентовали эффективные модели организации психолого-педагогических классов в своих регионах и предложения для включения в План мероприятий по реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (на 2022–2024 годы).

В ходе экспертной сессии участники обсудили, чем классы психолого-педагогической направленности содержательно должны отличаться от профильных классов (физико-математического, химико-биологического, гуманитарного и др.). Участники сессии пришли к заключению, что педагог в школе – это не просто человек, обладающий знаниями в области педагогики, психологии, целым спектром личностных характеристик (коммуникативной культурой, внутренней дисциплиной, лидерскими качествами и др.), но и имеющий глубокие компетенции в области своего предмета.

Один из возможных вариантов решения, который обсудили в ходе сессии, – усиление существующих профилей дисциплинами психолого-педагогической направленности, а также внеурочной деятельностью. Кроме того, было предложено использовать механизм создания индивидуальных учебных планов (при этом необходимо учитывать возрастающую стоимость обучения). Только в этом случае возможно получить профессионала, владеющего своим предметом и ориентированного на педагогическую деятельность.

  Среди основных задач сегодня – оптимизация принципов и процедуры набора учеников психолого-педагогических классов; организация профессиональных проб на уровне старшей и основной школы; определение необходимых ресурсов и подготовка к их использованию; возможность преимущественного поступления выпускников профильных классов в педагогические вузы, перспективные форматы работы с родителями учеников психолого-педагогических классов.

  • действенность механизмов целевого приема, целевой подготовки педагогов;
  • увеличение доли выпускников, ориентированных на трудоустройство и продолжение трудовой деятельности в системе образования региона;
  • высокая степень удовлетворенности участников кластерного взаимодействия;
  • действенная система управления образовательным педагогическим кластером, учитывающая специфику и задачи партнеров;
  • масштабирование опыта функционирования и развития педагогического кластера, в состав которого входят психолого-педагогические классы.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».