Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

•

обязывает педагогических работников следовать требованиям профессиональной
этики (п.2 ч.1 ст.48);
• предусматривает закрепление норм профессиональной этики в локальных
нормативных актах образовательной организации (ч.4 ст.47);
• определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей
педагогические работники несут ответственность и что соблюдение этих норм
учитывается при прохождении ими аттестации (ч.4 ст.48).
1.5. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая
или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.
1.6. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом
каждого педагогического работника организации, осуществляющей образовательную
деятельность, и критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
1.7. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для
соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от
педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность,
поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.
1.8. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или
поступающий на работу в образовательную организацию, вправе, изучив содержание
настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической
деятельности.
2. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью
2.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и
достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны
соблюдать следующие этические принципы:
• законность;
• объективность;
• компетентность;
• независимость;
• тщательность;
• справедливость;
• честность;
• гуманность;
• демократичность;
• профессионализм;
• взаимоуважение;
• конфиденциальность.
2.3. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и
гражданами, призваны:
• уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
• исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
• проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
• проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности
различных
социальных
групп,
способствовать
межнациональному
и
межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;

•

соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и
свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств;
• придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой
образовательной программы;
• воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред
здоровью и (или) развитию детей;
• избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации
педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура
речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
• пренебрежительных отзывов о деятельности своей организации, осуществляющей
образовательную деятельность, или проведения необоснованных сравнений его с
другими образовательными организациями;
• преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
• проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
• любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам
пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных
предпочтений;
• высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес
определенных социальных, национальных или конфессионных групп;
• резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с
физическими недостатками человека;
• грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
• угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
• поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными
нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона,
нравственным принципам и нормам;
• размещения в сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации,
причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.
2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать необходимые меры по
обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное
разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с
исполнением своих должностных обязанностей.
2.7. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются
телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.
2.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учет интересов организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в целом.
2.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической
ситуации, он имеет право обратиться в Комиссию по урегулированию споров между

участниками образовательных отношений за разъяснением, в котором ему не может быть
отказано.
3. Обязательства педагогических работников перед обучающимися
3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися:
• признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности
каждого;
• сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
• стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения
его потенциала;
• выбирают такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
самоконтроля,
самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
• при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования,
повышать мотивацию обучения;
• проявляют толерантность;
• прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека;
• вселяют в них чувство того, что они являются частью взаимно посвященного
общества, где есть место для каждого;
• стремятся стать для них положительным примером;
• применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и
состраданием;
3.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
• навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
• оценки их личности и личности их законных представителей;
• предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
• предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей
обучающихся;
• отказа от объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и
психологические недостатки обучающихся, а также из-за отсутствия времени для
объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время
консультации, удобное для обеих сторон);
• требования дополнительной платы за образовательные услуги (консультации,
подготовку к олимпиадам и т.п.);
• проведения на учебных занятиях явной политической или религиозной агитации;
4. Обязательства педагогических работников перед родителями (законными
представителями) обучающихся
4.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или неоправданного
вмешательства законных представителей обучающихся в вопросы, которые по своему
характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.
4.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями
обучающихся должны:
• помнить, что большинство обратившихся родителей или законных представителей,
как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того,
как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их настроение и их
мнение о педагогических работниках и работе организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в целом;
• проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;

•

разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и
локальных актов по обсуждаемому вопросу;
• принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить
координаты полномочного лица);
• консультировать по вопросам образовательной деятельности.
4.3. В процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся
педагогические работники не должны:
• заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
• перебивать их в грубой форме;
• проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
• разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
• разглашать высказанное обучающимися мнение о своих законных представителях;
• переносить свое отношение к законным представителям обучающихся на оценку
личности и достижений их детей.
4.4. Прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в
образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор
самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы работы.
4.5. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя обучающегося
необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем
спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
5. Обязательства педагогических работников перед коллегами
5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
• поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и
убеждения;
• готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в самом начале своего
профессионального пути;
• помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим
законодательством и локальными актами организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
• пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или
проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
• предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
• обсуждения их недостатков и личной жизни.
• фамильярности в отношениях с коллегами.
6. Контроль за соблюдением настоящего Положения
6.1. Для контроля за соблюдением настоящего Положения, поддержки педагогических
работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а
также урегулирования спорных ситуаций приказом директора создается комиссия по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее Комиссия). В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные
представители педагогических работников.
8.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим законодательством об
образовании, Уставом образовательной организации, настоящим Положением и
Положением о Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
7. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников

7.1. Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства и
деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
9.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных пунктом 2.3 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частью 2
статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
7.3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым
спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской
Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах –
гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
7.4. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
7.5. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в
состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа
соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
7.6. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения
решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или
нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право
обратиться в суд.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников принимается
на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285458183

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».